Голосовой ввод. Голосовой набор текста – онлайн сервисы распознавания речи в текст Голосовой ввод онлайн

Ни одна программа не сможет полностью заменить ручную работу по расшифровке записанной речи. Однако существуют решения, которые позволяют существенно ускорить и облегчить перевод речи в текст, то есть, упростить транскрибацию.

Транскрибация – это запись аудио или видео-файла в текстовом виде. Есть в интернете оплачиваемые платные задания, когда за транскрибацию текста исполнителю выплачивается некоторая сумма денег.

Перевод речи в текст полезен

  • студентам для перевода записанных аудио- или видео-лекций в текст,
  • блогерам, ведущим сайты и блоги,
  • писателям, журналистам для написания книг и текстов,
  • инфобизнесменам, которым нужен текст после проведенного ими вебинара, выступления и т.д.,
  • людям, которым сложно печатать – они могут надиктовать письмо и послать его родным или близким,
  • другие варианты.

Опишем наиболее эффективные инструменты, доступные на ПК, мобильные приложения и онлайн-сервисы.

1 Сайт speechpad.ru

Это онлайн-сервис, который позволяет через браузер Google Chrome переводить речь в текст. Сервис работает с микрофоном и с готовыми файлами. Конечно, качество будет значительно выше, если использовать внешний микрофон и диктовать самому. Однако сервис неплохо справляется даже с видеороликами на YouTube.

Нажимаем «Включить запись», отвечаем на вопрос про «Использование микрофона» – для этого кликаем «Разрешить».

Длинную инструкцию про использование сервиса можно свернуть, нажав на кнопку 1 на рис. 3. От рекламы можно избавиться, пройдя несложную регистрацию.

Рис. 3. Сервис speechpad

Готовый результат легко редактируется. Для этого нужно либо вручную исправить выделенное слово, либо надиктовать его заново. Результаты работы сохраняются в личном кабинете, их также можно скачать на свой компьютер.

Список видео-уроков по работе с speechpad:

Можно транскрибировать видео с Youtube или со своего компьютера, правда, понадобится микшер, подробнее:

Видео «транскрибирование аудио»

Работает сервис с семью языками. Есть небольшой минус. Он заключается в том, что если нужно транскрибировать готовый аудио-файл, то его звучание раздаётся в колонки, что создает дополнительные помехи в виде эха.

2 Сервис dictation.io

Замечательный онлайн-сервис, который позволит бесплатно и легко переводить речь в текст.

Рис. 4. Сервис dictation.io

1 на рис. 4 – русский язык можно выбрать в конце страницы. В браузере Google Chrome язык выбирается, а в Мозилле почему-то нет такой возможности.

Примечательно то, что реализована возможность автосохранять готовый результат. Это убережет от случайного удаления в результате закрытия вкладки или браузера. Готовые файлы этот сервис не распознает. Работает с микрофоном. Нужно называть знаки препинания, когда производите диктовку.

Текст распознается достаточно корректно, орфографических ошибок нет. Можно самостоятельно вставлять знаки препинания с клавиатуры. Готовый результат можно сохранить на своем компьютере.

3 RealSpeaker

Эта программа позволяет легко переводить человеческую речь в текст. Она предназначена для работы в разных системах: Windows, Android, Linux, Mac. С ее помощью можно преобразовывать речь, звучащую в микрофон (например, он может быть встроен в ноутбук), а также записанную в аудиофайлы.

Может воспринимать 13 языков мира. Существует бета-версия программы, которая работает в режиме онлайн-сервиса:

Нужно перейти по указанной выше ссылке, выбрать русский язык, загрузить на онлайн-сервис свой аудио- или видео-файл и оплатить его транскрибацию. После транскрибации можно будет скопировать полученный текст. Чем больше файл для транскрибации, чем больше времени понадобится на его обработку, подробнее:

В 2017-ом году был бесплатный вариант транскрибации с помощью RealSpeaker, в 2018-ом году такой возможности нет. Сильно смущает тот момент, что транскрибированный файл доступен всем пользователям для скачивания, возможно это будет доработано.

Контакты разработчика (ВКонтакте, Facebook, Youtube, Твиттер, электронная почта, телефон) программы можно найти на странице его сайта (точнее, в подвале сайта):

4 Speechlogger

Альтернатива предыдущему приложению для мобильных устройств, работающих на Android. Доступно бесплатно в магазине приложений:

Текст редактируется автоматически, в нем расставляются знаки препинания. Очень удобно для того, чтобы надиктовывать себе заметки или составлять списки. В результате текст получится весьма достойного качества.

5 Dragon Dictation

Это приложение, которое распространяется бесплатно для мобильных устройств от компании Apple.

Программа может работать с 15 языками. Она позволяет редактировать результат, выбирать из списка нужные слова. Нужно четко проговаривать все звуки, не делать лишних пауз и избегать интонации. Иногда возникают ошибки в окончаниях слов.

Приложение Dragon Dictation используют обладатели , например, чтобы, перемещаясь по квартире, надиктовать список покупок в магазине. Приду туда, можно будет посмотреть на текст в заметке, и не надо слушать.

Какую бы программу Вы ни использовали в своей практике, будьте готовы перепроверять результат и вносить определенные коррективы. Только так можно получить безукоризненный текст без ошибок.

Также полезные сервисы:

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.

Всем привет! В сегодняшней статье я хочу рассказать об очень полезных приложениях Google. Эти приложения будут полезны блогерам, копирайтерам да и всем людям которые имеют какое то отношение к работе с текстами. Если вы ведете блог, вам нужно писать много и часто. Как раз эти приложения во многом облегчат вашу жизнь.

Вайснот||

Одно из расширений называется Вайснот||. Очень удобное расширение, позволяет экономить массу времени, включает в себя блокнот и словарь. Вайснот|| разработан специалистами Google для браузера Google Chrome 25 и выше.

Работать с ним очень просто, по ссылке и по этому значку, находим расширение, устанавливаем его к себе в браузер после этого появляется значок в визуальных закладках, его так же можно закрепить на рабочем столе. Установка очень простая достаточно выбрать русский язык, а всплывающие подсказки помогут вам в освоении данного голосового блокнота. После установки можно поменять вид меню по своему вкусу.


Для начала записи нужно нажать на кнопочку с изображением микрофона. Когда она поменяла цвет на красный запись началась и остается только наговорить тот текст который вы хотите записать. Как правило для работы с голосовыми блокнотами лучше подключить выносной микрофон, даже для ноутбука.

Говорить следует внятно, ровно и четко выговаривать слова, в противном случае вам придется потратить много времени на редактирование текста. Это один из плюсов голосовых блокнотов отработка- четкой дикции.

Voice Recognition

Вначале сайт запросит у вас разрешение на использование вашего микрофона, нажимаете «разрешить» и блокнот готов к работе.Не нужно пугаться что блокнот на английском, внизу страницы выставляете язык «Русский» и записываете все что вам необходимо. В справке вверху, при открытии нажимаете правую кнопку мышки и выбираете « Перевести на русский».

Чем еще удобен Voice Recognition ? Google позаботился об интеграции этого приложения с Dropbox (облачное хранилище) и Google Drive (Google диск) на которые можно экспортировать ваши документы или просто отправить по электронной почте.

После неспешной и четкой надиктовки, текст можно выделить и при помощи клавишь Ctrl+C скопировать, а затем вставить в буфер обмена.

Попробуйте поработать с данными приложениями,надеюсь они вам понравятся и пригодятся, а в я познакомлю вас с более серьезной программой, которой пользуюсь сам.

Здравствуйте, дорогие читатели! Перед вами самая необычная статья нашего блога, ведь при её написании использовался голосовой набор текста. Поэтому сегодня мы с вами обсудим, как набирать текст голосом.

Это метод набора текста при помощи речи, которая передаётся через микрофон. Эта тема очень актуальная для тех, кто работает с большими объёмами, например, блоггеры, а также люди с ограниченными возможностями. Или для тех, кто ещё не успел овладеть на клавиатуре компьютера.

Сервисы голосового набора

Существуют сервисы, которые работают онлайн, и есть программы, которые устанавливаются на компьютер.

Онлайн-сервисы

  • Speechpad

Это бесплатная разработка Google Chrome, которая, соответственно, работает только в этом браузере. Думаю, с этим проблем не будет, ведь это лучший браузер, и если вы до сих пор им не пользуетесь, то читайте статью про то, . Блокнот можно установить прямо в браузер или пользоваться возможностью набора текста голосом, перейдя на их сайт.

  • Войснот II

Аналогичен предыдущему сервису, также работает только в Google Chrome. Пользоваться им элементарно: выбираем нужный язык и приложение под диктовку само печатает.

  • August4u
  • TalkTyper

Преимущества данного бесплатного сервиса в наличии голосовых подсказок, возможности просмотра вариантов распознавания. Также имеется удобный редактор, с помощью которого вы cможете скопировать полученный материал, распечатать его на принтере, осуществить перевод на иностранные языки или отправить по почте.

Чтобы воспользоваться набором, не прикасаясь к клавиатуре, вам нужно открыть вкладку “Инструменты ”, а затем нажать на “Голосовой ввод…”

Разные команды для редактирования и форматирования пока доступны только на английском языке, но для русского языка поддерживаются пунктуационные команды :

  • «точка»,
  • «запятая»,
  • «восклицательный знак»,
  • «вопросительный знак»,
  • «новая строка»,
  • «новый абзац».

Как показала практика, это очень удобно.

Программы

  • Voco

Платная программа, которая при помощи голоса не только печатает на компьютере и устанавливает знаки препинания, но и радует дополнительными опциями: она умеет аудио, также можно расширить версию словарями (например, с юридическими терминами или другими).

Поддерживается операционными системами, начиная с Windows 7 и выше.
Цена: от 1 690 руб.

  • MSpeech

Бесплатна и может удовлетворить амбиции многих пользователей. Её привлекательность состоит в том, что она может распознавать голос на 50 языках. Для удобного использования есть горячие клавиши, можно самому выбирать источник звука, корректировать распознанный текст.

Плюсы и минусы набора при помощи голоса

Плюсы:

  • Благодаря этим приложениям, фрилансеры могут хорошо подзаработать, занимаясь транскрибацией. Множество заданий такого рода можно найти на бирже Work-zilla , — это излюбленное место новичков в удалённой работе. Вам только остаётся включить программу и чуть позже подкорректировать текст в Word.
  • Экономия времени и сил.
  • Отличная находка для людей с ограниченными возможностями.
  • Для творческих людей выше предложенные сервисы — палочка-выручалочка, все идеи можно быстро записать, просто озвучив голосом, чтобы не забыть.

К сожалению, существуют и минусы при работе с данными сервисами:

  • Если в помещении, где вы надиктовываете, есть посторонние звуки, то распознавание слов и словосочетаний в разы ухудшается.
  • Многие приложения, работающие онлайн, доступны только в браузере Google Chrome.
  • После набора нужно уделить время на редактирование и корректировку текста.
  • Необходимо иметь качественный чувствительный микрофон.
  • Желательно иметь хорошую дикцию, чтобы уменьшить риск возникновения ошибок.

Заключение

Подводя итог данной статьи, можем сказать, что технологии шагнули далеко вперёд, и если раньше всё требовалось печатать вручную, то сейчас это вполне реально делать, просто диктуя информацию голосом. Конечно, нет гарантии идеального распознавания, но прогресс очевиден.

Благодаря развитию приложений, которые значительно облегчают работу удалённым сотрудникам, можно добиться максимальной продуктивности и большей скорости выполняемых задач. Поэтому надеемся, что данная статья поможет вам стать эффективнее в своей работе.

Оставляйте в комментариях ваши отзывы о работе различных сервисов распознавания речи.

Всего вам доброго!

Приветствую вас, уважаемые читатели блога Rabota-Vo.ru! Давно собирался подготовить заметку о программах и онлайн сервисах, при помощи которых можно переводить свой голос прямо в текст. Как рассказчик (мне кажется), я неплохой, но вот излагать свои мысли в виде печатного текста мне дается с большим усилием. Вот я и задался целью найти «чудо-сервис», который смог бы мою речь преобразовать в текст.

Актуальность набора текста голосом на сегодняшний день очевидна. Ведь не зря разработчики Google «вкрутили» в свой браузер Google Chrome голосовой поиск. И уже на основе этого открытого кода некоторые программисты и Web мастера сделали разные блокноты и сервисы для преобразования речи в текст в онлайн режиме. Для многих пользователей и особенно пользователей с ограниченными возможностями это просто незаменимые сервисы.

Попробовав в работе один из сервисов, которые я приведу ниже, возможно, не каждый получит желаемый результат. Особенно те, кто постоянно набирают тексты на компьютере, и для кого с текстами является основным источником дохода. И многие хотели бы как-то облегчить этот нелегкий труд. Но, если немного потренироваться, перевод голоса в текст в этих онлайн сервисах может получаться вполне качественный.

Чтобы приступить к преобразованию голоса в текст, понадобится микрофон (в ноутбуках он встроенный), желательно хорошая скорость интернет соединения и браузер Google Chrome не ниже 25 версии. В других браузерах функция голосового набора текстов, к сожалению, не работает. Как я уже говорил, код голосового распознавания в текст от разработчиков Google является открытым, и его можно использовать на своем сайте. Вот и я немного его русифицировал и установил на свой блог.

Голосовой ввод текста с помощью Web Speech API

Запустите страницу для ввода текста голосом в браузере Chrome. Внизу окна выберите язык, на котором вы планируете диктовать текст. Нажмите на иконку микрофона в верхнем правом углу. И в всплывшей строке нажмите кнопку «разрешить» использование браузером микрофона.

Теперь вы можете неспеша и четко наговаривать недлинные фразы. После завершения надиктовки текста голосом его можно выделить и при помощи комбинации клавиш на клавиатуре Ctrl+C скопировать в буфер обмена, а затем вставить в любой редактор для обработки. При желании текст можно сразу отправить по электронной почте.

Пожалуй, Web Speech API – самый простой и довольно качественный способ преобразовать свою речь в текст. Так как не надо отвлекаться на какие-то дополнительные манипуляции с клавиатурой. Просто включил микрофон и говори текст. В любом случае придется использовать какой-нибудь дополнительный текстовый редактор для дальнейшей корректировки надиктованного текста.

Преобразование речи в текст на странице сайта Online Dictation

Простой «буржуйский» блокнот, расположенный на странице Dictation , имеет всего три кнопки. Включить микрофон для записи, очисть поле для ввода текста и экспортировать надиктованный текст на свой компьютер, Google Диск, хранилище Dropbox или отправить электронной почтой в текстовом формате TXT. Все очень просто. Пробуйте, тестируйте и наслаждайтесь полученным результатом.

Набор текста голосом - онлайн сервис Talk Typer

Этот «буржуйский» онлайн блокнот распознавания голоса имеет несколько дополнительных встроенных функций. Возможность заменять продиктованные слова на другие предложенные варианты. Вставлять знаки пунктуации. Прослушать надиктованный текст, нажав на иконку динамик. Сделать перевод на выбранный иностранный язык. При желании можно изменить отображение внешнего вида и размер шрифта, нажав на иконку «шестеренка». Единственное неудобство: после каждой произнесенной фразы ее надо сбрасывать в нижнюю часть блокнота, нажимая на стрелку, и затем снова включать микрофон. В целом, это полноценный сервис, в котором можно преобразовать речь в текст и отредактировать его по своему усмотрению. Готовый текст можно распечатать, Твитнуть или отправить на электронную почту.

Распознавание голоса в блокноте VoiceNote

Этот сервис распознавание голоса в текст можно установить как приложение в браузер Chrome, или просто добавить в закладки сайт , который находится . Войснот по функционалу практически ничем не отличается от предыдущего сервиса-блокнота распознавания речи Talk Typer. Такой же основной минус, после каждой произнесенной фразы надо снова включать микрофон. Но зато не надо перемещать надиктованный текст, как в Talk Typer. Простой и очень удобный интерфейс сервиса для преобразования текста. Думаю, что он многим придется по душе. Тестируйте и делайте выводы.

Голосовой набор текста в онлайн блокноте Speechpad

Думаю, не ошибусь, если скажу, что блокнот для ввода речи Speechpad среди других наиболее продвинутый во всех отношениях. За его скромным, даже «спартанским» внешним видом скрываются практически все возможности перевода голоса в текст на русском языке, которые доступны в интернете на сегодняшний день. Не стану расписывать минусы и плюсы этого сервиса для голосового набора текста на компьютере. Так как, только попробовав его в работе, каждый сможет дать ему свою оценку. К тому же, на сайте блокнота есть очень подробные инструкции и видео материалы по работе с системой. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Возможно, протестировав эти онлайн сервисы-блокноты преобразования голоса в текст, многие воспримут их, как игрушки. А для кого-то они уже сегодня смогут стать настоящими помощниками. Особенно если учесть, что работа удаленная на дому с текстами набирает популярность и становится все более востребованной. Желаю всем удачи и до новых встреч на страницах блога Rabota-Vo.ru!

1.Послушай слово.

2.Повтори слово.

3.Проговори слово по слогам.

5.Диктуй себе по слогам.

6.Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфо­грамма» - подчеркни орфограммы.

Обращаем особое внимание учителей на обяза­тельность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обу­чения нельзя.

Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области рус­ского языка. Так, Ф. И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анали­зировать слова. Для проверки рекомендовал исполь­зовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и прове­ряют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку .

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём мето­дику работы, описанную Н. А. Корфом:

1.Учитель диктует слово.

2.Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

3.Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он
мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

4.Ученик в процессе письма диктует себе слово . Учитель организует такие виды работ, чтобы предупредить ошибки. [ иногда не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.]/

5.Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её
.

Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз - дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз - учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг - ученики хором повторяют предложение так, как будут писать - чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг - записывают, диктуя себе по слогам.



3-й раз - самопроверка, т.е. чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты написать букву, слог, слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст :

1)весь текст - для общего восприятия (1);

2)каждое предложение с паузами - для записи (2);

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст - для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока.

3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант - орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.



2.2.3. «Безошибочный» диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант - вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи - контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) - вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово - зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение - зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

2.2.14. Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

II класс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс- 10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант - вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.

Loading...Loading...