Дополнения к battlelore перевод правильно. Настольная игра BattleLore: экскурс в историю

Пред нами встал новый и могущественный враг. Утхук Йи’ллан - это не знакомые нам бандиты и даже не орки с Разорённых равнин. Алкаран уже давно предвидел и предупреждал всех о появлении новой силы в Темноземье. И вот сейчас эта сила наконец показала себя: гигантское войско движется на замок Нордгард. Люди, которые прямо сейчас воют под нашими стенами, уже не люди - эти воины стали добычей демонов.

Их прародитель Лловар первым испил из красного кубка и передал своё проклятие всем Лот-К’хар. Их тела и умы искажены Инфернаэлем, они сражаются плечом к плечу с демоническими тварями.

А что же мы сможем противопоставить этой напасти?

Настольная игра BattleLore представляет собой дуэльную тактическую игру для двух человек в фэнтезийной вселенной мира Runebound. Игрокам предстоит взять под свой контроль и управлять на полях сражений войсками двух сторон конфликта - благородными лордами Дакана и кровожадными ордами Утхук Йи’ллан. Игроки самостоятельно формируют поле боя, подбирают воинов для своего войска, тайно расставляют свои отряды на позиции. После этого начинается самое интересное - жестокие и кровожадные сражения, в которых вам помогут ваши стратегические таланты, интуиция, умение по максимуму использовать любую возможность. Здесь не сдаются в плен, а битвы идут до тех пор, пока один игрок не будет объявлен безоговорочным победителем, ведь от армии другого игрока уже останутся лишь груды тел.

В игре реализовано множество интересных механик, например: зоны видимости, дистанционные атаки, ослабление отрядов от атак, отступление отрядов под натиском, наступление при атаке, возможность дать отпор, влияние ландшафта на битву, наличие магии и многое другое - этот краткий список нужен лишь для того, что вы могли представить, какое внимание уделено сражениям и различным возможностям.

Игровой процесс

Механика игры сочетает в себе черты карточных настольных игр и «взрослых» варгеймов с миниатюрами. Все приказы войскам отдаются через разыгрывание специальных карт приказов, получаемых из колоды. Исход стычек решается при помощи броска кубиков, так что немного удачи вам всё же понадобится. Но в основном исход битвы будет зависеть именно от вас и ваших стратегических действий, а выбор здесь очень велик - это и множество манёвров для отрядов, различные виды атак, возможность обратить отряды врага в бегство и т.д.

Но так как мир у нас фэнтезийный, то стратегия становится гораздо более интереснее и веселее с так называемым Знанием, могущество которых может в мгновение ока перевернуть ход битвы. Этим тайным знанием обладают настоящие герои, которые и поведут ваши армии в бой. Это могут быть герои различных классов - Волшебники или Воины, важно лишь то, что в их арсенале множество интересных заклинаний и мощных способностей, которым уже вам предстоит найти наилучшее место и момент для применения в бою.

Для того, чтобы было понятно, как проходит бой, разберём фазы хода:

  • Основная фаза состоит из:
  • Этапа манёвра -игрок разыгрывает одну карту манёвра с руки и либо применяет к ситуации текст карты, либо отдаёт приказ одному дружественному отряду, но уже в любом месте игрового поля, что очень важно;
  • Этапа приказов - игрок может отдать один приказ отряду, если этот отряд находится на участке, в котором говорились на карте манёвра. Отряды, получившие приказы, могут передвигаться на этапе маршей и атаковать на этапе атак;
  • Этапа маршей - каждый из отрядов, получивших приказ, могут быть передвинуты по гексам на расстояние, указанное в карте отряда;
  • Этапа атака - активный игрок может провести по одной атаке против одного вражеского отряда каждым из своих отрядов, которые получали приказы. Игрок указывает цель атаки и бросает кубики в количестве, равном силе атакующего отряда.
  • Перегруппировка состоит из:
  • Этапа победных очков - на этом этапе игрок получает победные очки за контроль ключевых точек на поле боя. Для этого его отряд должен находиться на определённом гексе с маркером знамени;
  • Этапа добора - игрок просто добирает одну карту манёвра из колоды;
  • Этапа мудрости - этот этап предназначен для опытных игроков и позволяет им получать очки и карты мудрости, которые уникальны для каждой фракции и позволяют им использовать самые могущественные виды магий.

Игроки ходят по очереди до тех пор, пока кто-то не одержит победу.

Кто победил?

Игрок побеждает, если набрал шестнадцать или больше победных очков и при этом у него больше очков, чем у соперника. Также игрок побеждает в игре, если уничтожил все отряды соперника. Его победа фиксируется немедленно, независимо от количества победных очков у игроков.

Особенности игры

Перед вами прекрасный варгейм, сочетающий лучшее из настольных карточных игр и стратегий с миниатюрами. Игра может похвастаться очень известным, интересным и проработанным миром, объёмными, но достаточно простыми в освоении правилами, множеством стратегических возможностей и реализацией большого количества механик, что делает сражения динамичными, красочными и реалистичными. К этому можно добавить незначительное влияние удачи, интересные механики с Героями в армиях и общее исполнение игры - дизайн и качество компонентов на очень высоком уровне. Игра превращается в настоящую находку как для фанатов варгеймов, так и для любителей качественных настолок.

Примерно под Новый год я пополнил свою коллекцию настольных игр еще одним любопытным экземпляром — BattleLore Second Edition. Это такая сравнительно простенькая (сравнительно, потому что нюансов много и простора для мысли хватает, но до полноценного «задротистого» варгейма все же далеко) тактика, рассчитанная строго на двух игроков. Игра появилась в продаже в конце 2013, а уже прошлым летом подоспела и русская локализация — довольно быстро по настольным меркам. Кроме того, издатель игры — Fantasy Flight Games — решил не останавливаться на продаже физических копий и оперативно создал цифровую версию Battlelore, которая сперва отрелизилась на мобильных устройствах, а потом перекочевала и в Steam.

Название намекает, что у игры явно есть какая-то предыстория — не могла же приставка Second Edition взяться с потолка? Первое издание действительно было, причем с его выхода не прошло и десяти лет, но от нового BattleLore оно существенно отличается по ряду пунктов: в первую очередь сеттингом и многочисленными изменениями в правилах различной степени важности. Также на системе первого BattleLore была основана Battles of Westeros — тактика по мотивам произведений Джорджа Мартина. Но все это не связано напрямую с Second Edition, поэтому не будем отвлекаться от темы.

Если изначально действие BattleLore разворачивалось во время Столетней войны, то во втором издании действие перенесли в фентезийный мир Терринот — в нем разворачивается действие многих других проектов Fantasy Flight Games: Descent, DungeonQuest, RuneWars и прочих. Сеттинг неплохой, более-менее проработанный, но без какой-то особенной изюминки — классическое средневековое фэнтези, не лучше и не хуже многих других аналогичных миров.

В большой и увесистой коробке с игрой находится раскладное поле, несколько колод всяких ярких карточек разных размеров и, главное, под сотню пластиковых миниатюр (от маленьких солдатиков до внушительных размеров демона, который и в кулак-то не поместится)! C одной стороны, вроде много, если не сказать «до черта!». С другой — всего имеем две воюющие фракции, у каждой из которых пять типов юнитов: пехота, лучники, кавалерия, тяжелая пехота и «босс» — не сказать, чтоб прям совсем дофига. С третьей — на практике видов войск все же хватает, а непохожесть бойцов одного типа у разных сторон конфликта, изменяющиеся от партии к партии задачи противников и возможность влиять на ход битвы всякой магией делает каждую схватку непохожей на предыдущую. Хоть условие победы всегда одно (первым набрать 16 очков), способы зарабатывания этих самых очков зависят от выбранного сценария. Кроме того, сценарии тоже собираются, как в конструкторе: каждый игрок подбирает для себя подходящие цели и выстраивает ландшафт на своей половине поля, так что и тут простор для кастомизации каждой отдельной битвы довольно большой.

Особенность боевой системы BattleLore — карточки приказов. Вот вы привыкли, что у кого большая и сильная армия, тот и прав. Но в BattleLore даже обладающий численным превосходством игрок может отхватить от слабого противника, который грамотно распределил свои силы по карте. Дело в том, что ходить можно не всеми имеющимися отрядами, а только теми, которые ты активировал в этот ход. А активируются отряды особыми картами приказов, которые позволяют задействовать либо войска на определенном участке карты, либо бойцов конкретного типа. Т.е. мало иметь три конных полка на левом фланге — надо еще предусмотрительно запастись приказом, который позволит всех их в нужный момент послать в атаку. Иначе простоят они там всю партию без дела, а то и вовсе бесславно сгинут от стрел пары хилых, но наглых лучников, стоящих буквально на соседнем гексе и активируемых оппонентом каждый ход.

Играется все это бодро, качество исполнения компонентов отличное, иллюстрации радуют глаз, а карты и фигурки — пальцы. У настольной версии есть, пожалуй, всего один существенный минус: долгое время подготовки. Собрать поле, разложить карты, распределить армии, а после партии аккуратненько сложить все обратно в коробку — это занимает чуть ли не около получаса, в то время как само сражение длится от сорока минут до полутора часов.

Но этого минуса лишена цифровая адаптация — BattleLore Command. Тут практически все то же, но без долгого перекладывания карточек и двигания солдатиков: несколько секунд загрузок, много кликов мышкой, пятнадцать минут пронеслось — вот и партия! Правда, не обошлось и без изменений в правилах: например, была переделана система отдачи приказов, да и магия играется несколько иначе. Однопользовательская кампания радует неплохими миссиями, некоторые из которых даже можно взять на вооружение и воссоздать в настольном варианте. Правда, пока поиграть дают только за хороших рыцарей Дакана, но возможно вторая кампания, за племена Утхук Й’иллан, появится позже, в качестве платного DLC (уж что-что, а любовь Fantasy Flight Games к выпуску дополнений вполне сравнима с аналогичной страстью EA). Огромный минус цифровой версии — в ней нет hotseat! Онлайновый мультиплеер — пожалуйста, сколько угодно, а вот передавать планшет из рук в руки или присесть вдвоем у экрана монитора не позволяют. Не порядок! Стоит Command не дорого, но и не совсем уж дешево — 7$ (что, тем не менее, примерно в 10 раз меньше, чем коробка с настолкой).

По итогу могу сказать следующее: настольная BattleLore хороша — красочная, реиграбельная, довольно вдумчивая и не переусложненная. Да к тому же и на русском доступна: собственно, у меня как раз коробка с локализацией от Hobby World. А вот порекомендовать цифровую адаптацию можно, пожалуй, только тем, кто не может найти живого соперника в реальности, стремится проводить за любимой настолкой вообще все свободное время или просто хочет глянуть, чего же там такого напридумывали в кампании. Советовать BattleLore Command для ознакомления новичкам, не игравшим в физическую версию, для формирования мнения об игре и принятия решения о том, стоит ли ее покупать, я не могу — послевкусие совсем другое.

Во-первых, отсутствуют тактильные ощущения (одно дело лично бросать кубики на стол, а другое — когда генератор случайных чисел выводит тебе на экране несколько значков; по сути то же, но азарт почему-то умирает). Во-вторых (хотя с этим кто-то, наверное, поспорит), «варкрафтоподобным» анимированным 3D-моделькам далеко по крутости до статичных и даже не раскрашенных пластиковых миниатюр, величественно застывших на картонном поле брани: теряется ощущение эпичности происходящего. Почему-то когда на столе три фигурки становятся на шестиугольник с нарисованным домиком, это воспринимается, будто батальон копейщиков занял город; на компьютере же это выглядит, как поход трех мужиков с палками в корчму за пивом.

Так что с Command я, пожалуй, еще немного побалуюсь, но потом удалю и забуду. А вот Second Edition посвящу еще немало вечеров, и даже, возможно, прикуплю некоторые дополнения (коих, кстати, только на сегодняшний день анонсировано 5 штук, но вот вероятность появления их на русском, к сожалению, стремится к нулю). Хотя если не сравнивать BattleLore Command с оригиналом, то игра вполне может понравиться.

Take Our Poll

"Держать строй!" - пронесся над полем битвы призыв командиров и пехота с железным лязгом сдвинула щиты. Из-за леса в небо взвились стрелы Гадюк, но их шипастые наконечники лишь зазвенели, отлетая от кованой стали брони Даканских отрядов. Прорываясь через темную чащу, на поле с ревом выбежали вооруженные кривыми косами Сборщики Крови, но ни их нестройные ряды, ни массивные туши Образин не испугали славных защитников цитадели. Ведь за стройными рядами пехоты уже натягивали тетивы йомены-лучники, а за холмом в засаде ждали всадники Риверуотча. Начиналась еще одна битва игры "Battlelore"!

Порядок против Хаоса

"Battlelore" - это настольная стратегия, созданная в лучших традициях эпического фэнтези. События игры повествуют о схватках за земли мира Терринот, знакомого многим игрокам по серии игры " ". Две могучие армии: честные бойцы Даканских лордов и кровожадные орды Утхук Йи"Ллана сошлись в жестокой войне и только от умения полководцев зависит, кто станет новым правителем этих земель. Удача поможет вам приблизить победу, но только умелая тактика и смелые решения выявят настоящего победителя игры "Battlelore"!

"Battlelore" использует оригинальная игровую механику, созданную знаменитым дизайнером Ричардом Боргом. Уникальная механика карт-приказов, при которой учитывается положение ваших войск на поле битвы и динамичная система боя на кубиках делают эту игру по-настоящему глубокой стратегией. В этой настольной стратегии возможно все: динамичные атаки, внезапное нападение из засады, отступление противника и войска, которые, вдохновленные победами, атакуют снова и снова!

Наполнение коробки "Battlelore" не разочарует и самого взыскательного игрока. Множество карт приказов, тактики и магических приемов, элементы ландшафта, красочное поле и более девяноста детализованных фигурок - это богатство придется по вкусу любому поклоннику военных игр! Армии игры по-настоящему разнообразны: Стражи цитадели и смертельные Пожиратели, легионы Гадюки и непробиваемые рунные големы, и, конечно, хозяева поля битвы - внушающий ужас Лорд Хаоса и могучая птица Рух, которые одним своим присутствием могут изменить ход боя!

Война постоянно меняется

Если судить по описаниям настольных игр из вселенной Runebound, может показаться, что мир Терринот, где разворачиваются события этой линейки игр, является настоящим оплотом сил зла, в котором нормальных людей днем с огнем не сыщешь. Какую игру ни возьми — везде приходится зачищать приспешников зла в промышленных масштабах. Тем не менее темные силы в Терриноте не доминируют. Вернее, пока не доминируют, но очень хотят. А вторая редакция настольной игры BattleLore открывает завесу над очередной попыткой негодяев подмять Терринот под себя.

Как BattleLore стал тем, что он есть

BattleLore — тактическая игра для двух полководцев, чьи армии не раз схлестнутся в кровопролитных боях. Я не случайно упомянул вторую редакцию в связи с событиями в Терриноте, поскольку судьбы BattleLore и вселенной Runebound переплелись совсем недавно.

Оригинальный BattleLore был выпущен в 2006 году компанией Days of Wonder. Игру придумал Ричард Борг, и в ее основе лежит разработанная Боргом система Command and Colors, ставшая основой для целой линейки тактических игр, самой известной из которых в России является Memoir ’44.

Первая редакция игры посвящена альтернативному развитию Столетней войны. Альтернативность событий в основном заключается в том, что наравне с людьми в битвах принимают участие различные фэнтезийные персонажи. Играющая публика приняла настолку тепло, что способствовало быстрому расширению вселенной. К BattleLore вышло множество дополнений, добавляющих в игру множество интересных вещей, некоторые из которых вошли в базовую версию второй редакции.

В сентябре 2008 года произошло событие, ставшее в судьбе игры поворотным: издательства Days of Wonder и Fantasy Flight Games (FFG) сообщили о передаче прав на игру и все сопутствующие дополнения компании FFG. Новый издатель в дальнейшем продолжил развивать настолку, выпустив еще несколько дополнений, а в 2013 году выпустил вторую редакцию BattleLore.

Новость о грядущем релизе взволновала настольщиков. С одной стороны, обновленные редакции настольных игр почти всегда привносят различные улучшения, а также исправляют недочеты, не выявленные на стадии тестов оригинала. С другой стороны, действие переносилось в Терринот, а заявленные изменения были настолько радикальны, что от начальной игры почти ничего не осталось.

Поклонники классической версии утверждают, что компания FFG просто использовала именитый бренд, «убив» знаменитую игру, но признают, что некоторые решения второй редакции весьма удачны и не помешало бы добавить их в старый BattleLore. Да и вообще суть большинства претензий сводится вовсе не к тому, что игра получилась слабой. Тем более что это далеко не так.

Если бы FFG выпустила настолку как самостоятельный продукт с другим названием на коробке, то и претензий было бы гораздо меньше. Но и усилий на раскрутку понадобилось бы больше. А так сочетание названий BattleLore и Runebound на одной коробке сделало свое дело, и целевая аудитория сразу увеличилась за счет поклонников Терринота.


Игрокам, которые не сталкивались с первой редакцией BattleLore, игра пришлась по вкусу. Этим людям нечего было сравнивать, и с игрой они знакомились без пессимистических настроений, терзавших поклонников классики. Характерно, что на главном «настольном» интернет-ресурсе BoardGameGeek вторая редакция имеет более высокую оценку, что с учетом ее нежного возраста очень показательно.

Что же изменилось

Поскольку вторая редакция BattleLore имеет очень много отличий от первой, мы рассмотрим только наиболее существенные изменения. Тем более что некоторые новшества, вошедшие в базу, все-таки уже были в старой игре, но не в базовом комплекте, а в дополнениях к нему.

Прежде всего игровое поле увеличилось в размерах. Игра теперь требует больше места, но на большом поле играть интереснее — глубже погружаешься в происходящее. К тому же фигурки бойцов тоже подросли. Теперь их удобнее перемещать по полю и рассматривать. Художественное оформление элементов поля при этом осталось прежним, в то время как миниатюры в игре совершенно новые.


Раз уж изменился игровой мир, то поменялись и армии. Действительно, не тащить же армии из Столетней войны, хоть и с элементами фэнтези, в насквозь фэнтезийный Терринот с его собственными проблемами. Так что история замечательной вселенной Runebound пополнилась новыми главами.

Люди Терринота столкнулись с новой угрозой, как будто старых им было недостаточно. Где-то за северными рубежами Дакана зародился и окреп ужасный демонический культ Утхук Йи’ллан, приверженцы которого стремятся поработить Терринот. Армия зла состоит из культистов, в которых не осталось ничего человеческого, и кошмарных кровожадных монстров.

Нечисти противостоит войско Дакана, через границы которого пытаются прорваться чудовища. В рядах даканской армии сражаются солдаты, которым помогают немногочисленные магические отряды.


В первой редакции для того, чтобы различать свои и чужие войска, использовались флаги, которые устанавливались в специальные гнезда на подставках фигурок. Во второй редакции идентификацию упростили, окрасив миниатюры в разные цвета. Отряды Утхук Йи’ллан стали красными, а даканцы — синими.

Количество бойцов в отрядах теперь равняется трем, вместо привычных четырех. Хотя в обеих редакциях есть исключения. Во второй это легендарные отряды, состоящие из одного особенно сильного существа, но подробнее о доступных войсках мы поговорим в следующий раз.


Еще одна интересная особенность второй редакции, добавившая игре новизны, — сценарии боя, формируемые случайным образом. Прежде подготовка к бою осуществлялась по одному из готовых сценариев. Теперь же у каждого игрока есть специальные карты, каждая из которых является половиной сценария. Игроки втайне выбирают одну из имеющихся на руке карт, а затем одновременно вскрывают. Из этих двух составляющих и создается общее поле.

Общая картина созданной таким образом местности выглядит естественно, будто игровое поле было изначально задумано именно таким. Даже реки, обрывающиеся перед неприятельской половиной поля, закрываются специальными заглушками-озерцами, что добавляет полю боя эстетизма.

Другое отличное нововведение — точки контроля. Победа в игре чаще всего достигается при наборе определенного количества очков. Прежде очки давались за уничтожение вражеских отрядов, что несколько сковывало игру. Ведь при использовании такого принципа приходится не только развивать нападение, но и тратить приказы на отвод в тыл ослабленных отрядов, чтобы противник не добил их, заработав тем самым недостающие для победы награды.

Вторая игра в этом отношении гораздо интереснее, поскольку здесь в большинстве случае очки начисляются за контроль определенных точек. Одни из них отмечаются на поле специальными маркерами по условиям сценария. Другие также формируются условиями сценария, но индивидуально для каждого игрока. Например, один из них может получать победное очко за контроль двух зданий, а второй — за контроль трех видов ландшафта: равнины, холма и леса. Бывают и другие условия.

Благодаря такому нововведению игра развивается динамичнее. Отсиживаться в засаде стало невыгодно, за исключением некоторых тактических приемов. Поэтому игроки стремятся развивать атаки, чтобы первыми занять заветные точки или выбить оттуда врага. При этом они смело могут выбрать тактику «ни шагу назад», используя весь потенциал ослабленных отрядов, потеря которых стала теперь не так критична.


В первой редакции отряды для боя, так же как и поле боя, размещались по условиям готового сценария. Во второй редакции игрок сам собирает свое войско. Отряды можно брать любые, но призыв каждого стоит определенное количество очков сбора, максимальное число которых ограничено.

Из второй игры исчез военный совет, дающий игроку дополнительные возможности. Эту утрату игроки расценили неоднозначно. Одни считают, что с военным советом играть было интереснее, другие считают, что совет обременял игру, так что туда ему и дорога.

Для русскоязычных игроков важно еще и то, что в отличие от первой редакции вторая BattleLore все же была издана на русском языке. В России игру издала компания «Мир Хобби», локализовавшая ранее такие игры по вселенной Runebound, как собственно сам Runebound и с несколькими дополнениями к нему.

Первое знакомство со второй редакцией

А теперь настала пора заглянуть внутрь массивной коробки и посмотреть, что там есть. Первое, что мы видим, сняв крышку, — инструкция по сборке крупных миниатюр. Более мелкие сборки не требуют. Но до миниатюр мы пока не добрались, так что продолжим раскопки.


Дальше находим две большие брошюры. Одна из них содержит правила игры. Вторая же представляет собой справочник, в котором в подробностях разъясняются всякие мелкие нюансы. Авторы рекомендуют для начала познакомиться с основами игры, а к справочнику обращаться по мере возникновения дополнительных вопросов.


Под брошюрами лежат несколько картонных форм с компонентами игры. Среди них есть тайлы с элементами ландшафта, жетоны первого игрока, мудрости, победных очков, урона, мостов и бродов, маркеры знамен и некоторых специальных свойств. Качество вырубки хорошее, и элементы легко отделяются от форм.

Затем извлекаем из коробки карты. Их здесь много: карты маневров, мудрости, армий, сценариев, позиций и справочные карты отрядов. В следующих статьях я расскажу, для чего это все нужно.


Ну и, конечно же, миниатюры. Они занимают два объемных пакета, причем некоторые поставляются в разобранном виде. Собираются они простым соединением. Разработчики рекомендуют склеивать их для надежности клеем, но я обошелся без этого.


Фигурки прекрасно детализированы. Большая часть бойцов показаны в движении, причем реалистично. На поле боя они выглядят очень атмосферно. На мой взгляд, фигурки первой редакции имеют немного больше деталей, но в плане вот этого застывшего движения бойцов новый BattleLore выглядит эффектнее.


Последнее, что мы находим в коробке, — четыре пластмассовые шестигранные кости с различными символами. FFG явно пожадничала, поскольку количество костей, которые приходится бросать, частенько превосходит четыре. Тем более что одним из первых дополнений к новой игре стал набор из восьми дополнительных костей.

На мой взгляд, это чересчур даже для FFG, которая традиционно делает деньги не только на полноценных дополнениях, но и на всякой второстепенной мелочи. Например, в той же Descent вражеские лейтенанты были представлены картонными жетонами, а их фигурки продавались отдельно. Но то фигурки, а то кости.

На этом пока все. В следующий раз я расскажу о возможностях обеих армий.

Если судить по описаниям настольных игр из вселенной Runebound, может показаться, что мир Терринот, где разворачиваются события этой линейки игр, является настоящим оплотом сил зла, в котором нормальных людей днем с огнем не сыщешь. Какую игру ни возьми - везде приходится зачищать приспешников зла в промышленных масштабах. Тем не менее темные силы в Терриноте не доминируют. Вернее, пока не доминируют, но очень хотят. А вторая редакция настольной игры BattleLore открывает завесу над очередной попыткой негодяев подмять Терринот под себя.

Как BattleLore стал тем, что он есть

BattleLore - тактическая игра для двух полководцев, чьи армии не раз схлестнутся в кровопролитных боях. Я не случайно упомянул вторую редакцию в связи с событиями в Терриноте, поскольку судьбы BattleLore и вселенной Runebound переплелись совсем недавно.

Оригинальный BattleLore был выпущен в 2006 году компанией Days of Wonder. Игру придумал Ричард Борг, и в ее основе лежит разработанная Боргом система Command and Colors, ставшая основой для целой линейки тактических игр, самой известной из которых в России является Memoir "44.

Первая редакция игры посвящена альтернативному развитию Столетней войны. Альтернативность событий в основном заключается в том, что наравне с людьми в битвах принимают участие различные фэнтезийные персонажи. Играющая публика приняла настолку тепло, что способствовало быстрому расширению вселенной. К BattleLore вышло множество дополнений, добавляющих в игру множество интересных вещей, некоторые из которых вошли в базовую версию второй редакции.


В сентябре 2008 года произошло событие, ставшее в судьбе игры поворотным: издательства Days of Wonder и Fantasy Flight Games (FFG) сообщили о передаче прав на игру и все сопутствующие дополнения компании FFG. Новый издатель в дальнейшем продолжил развивать настолку, выпустив еще несколько дополнений, а в 2013 году выпустил вторую редакцию BattleLore.

Новость о грядущем релизе взволновала настольщиков. С одной стороны, обновленные редакции настольных игр почти всегда привносят различные улучшения, а также исправляют недочеты, не выявленные на стадии тестов оригинала. С другой стороны, действие переносилось в Терринот, а заявленные изменения были настолько радикальны, что от начальной игры почти ничего не осталось.

Поклонники классической версии утверждают, что компания FFG просто использовала именитый бренд, «убив» знаменитую игру, но признают, что некоторые решения второй редакции весьма удачны и не помешало бы добавить их в старый BattleLore. Да и вообще суть большинства претензий сводится вовсе не к тому, что игра получилась слабой. Тем более что это далеко не так.

Если бы FFG выпустила настолку как самостоятельный продукт с другим названием на коробке, то и претензий было бы гораздо меньше. Но и усилий на раскрутку понадобилось бы больше. А так сочетание названий BattleLore и Runebound на одной коробке сделало свое дело, и целевая аудитория сразу увеличилась за счет поклонников Терринота.


Игрокам, которые не сталкивались с первой редакцией BattleLore, игра пришлась по вкусу. Этим людям нечего было сравнивать, и с игрой они знакомились без пессимистических настроений, терзавших поклонников классики. Характерно, что на главном «настольном» интернет-ресурсе BoardGameGeek вторая редакция имеет более высокую оценку, что с учетом ее нежного возраста очень показательно.

Что же изменилось

Поскольку вторая редакция BattleLore имеет очень много отличий от первой, мы рассмотрим только наиболее существенные изменения. Тем более что некоторые новшества, вошедшие в базу, все-таки уже были в старой игре, но не в базовом комплекте, а в дополнениях к нему.

Прежде всего игровое поле увеличилось в размерах. Игра теперь требует больше места, но на большом поле играть интереснее - глубже погружаешься в происходящее. К тому же фигурки бойцов тоже подросли. Теперь их удобнее перемещать по полю и рассматривать. Художественное оформление элементов поля при этом осталось прежним, в то время как миниатюры в игре совершенно новые.


Раз уж изменился игровой мир, то поменялись и армии. Действительно, не тащить же армии из Столетней войны, хоть и с элементами фэнтези, в насквозь фэнтезийный Терринот с его собственными проблемами. Так что история замечательной вселенной Runebound пополнилась новыми главами.

Люди Терринота столкнулись с новой угрозой, как будто старых им было недостаточно. Где-то за северными рубежами Дакана зародился и окреп ужасный демонический культ Утхук Йи’ллан, приверженцы которого стремятся поработить Терринот. Армия зла состоит из культистов, в которых не осталось ничего человеческого, и кошмарных кровожадных монстров.

Нечисти противостоит войско Дакана, через границы которого пытаются прорваться чудовища. В рядах даканской армии сражаются солдаты, которым помогают немногочисленные магические отряды.

Армии из второй редакции

В первой редакции для того, чтобы различать свои и чужие войска, использовались флаги, которые устанавливались в специальные гнезда на подставках фигурок. Во второй редакции идентификацию упростили, окрасив миниатюры в разные цвета. Отряды Утхук Йи’ллан стали красными, а даканцы - синими.

Количество бойцов в отрядах теперь равняется трем, вместо привычных четырех. Хотя в обеих редакциях есть исключения. Во второй это легендарные отряды, состоящие из одного особенно сильного существа, но подробнее о доступных войсках мы поговорим в следующий раз .

Сценарии первой редакции придуманы заранее

Еще одна интересная особенность второй редакции, добавившая игре новизны, - сценарии боя, формируемые случайным образом. Прежде подготовка к бою осуществлялась по одному из готовых сценариев. Теперь же у каждого игрока есть специальные карты, каждая из которых является половиной сценария. Игроки втайне выбирают одну из имеющихся на руке карт, а затем одновременно вскрывают. Из этих двух составляющих и создается общее поле.

Общая картина созданной таким образом местности выглядит естественно, будто игровое поле было изначально задумано именно таким. Даже реки, обрывающиеся перед неприятельской половиной поля, закрываются специальными заглушками-озерцами, что добавляет полю боя эстетизма.

Сценарии второй редакции генерируются в начале партии

Другое отличное нововведение - точки контроля. Победа в игре чаще всего достигается при наборе определенного количества очков. Прежде очки давались за уничтожение вражеских отрядов, что несколько сковывало игру. Ведь при использовании такого принципа приходится не только развивать нападение, но и тратить приказы на отвод в тыл ослабленных отрядов, чтобы противник не добил их, заработав тем самым недостающие для победы награды.

Вторая игра в этом отношении гораздо интереснее, поскольку здесь в большинстве случае очки начисляются за контроль определенных точек. Одни из них отмечаются на поле специальными маркерами по условиям сценария. Другие также формируются условиями сценария, но индивидуально для каждого игрока. Например, один из них может получать победное очко за контроль двух зданий, а второй - за контроль трех видов ландшафта: равнины, холма и леса. Бывают и другие условия.

Благодаря такому нововведению игра развивается динамичнее. Отсиживаться в засаде стало невыгодно, за исключением некоторых тактических приемов. Поэтому игроки стремятся развивать атаки, чтобы первыми занять заветные точки или выбить оттуда врага. При этом они смело могут выбрать тактику «ни шагу назад», используя весь потенциал ослабленных отрядов, потеря которых стала теперь не так критична.

Точка контроля на поле второй редакции

В первой редакции отряды для боя, так же как и поле боя, размещались по условиям готового сценария. Во второй редакции игрок сам собирает свое войско. Отряды можно брать любые, но призыв каждого стоит определенное количество очков сбора, максимальное число которых ограничено.

Из второй игры исчез военный совет, дающий игроку дополнительные возможности. Эту утрату игроки расценили неоднозначно. Одни считают, что с военным советом играть было интереснее, другие считают, что совет обременял игру, так что туда ему и дорога.

Для русскоязычных игроков важно еще и то, что в отличие от первой редакции вторая BattleLore все же была издана на русском языке. В России игру издала компания «Мир Хобби», локализовавшая ранее такие игры по вселенной Runebound, как собственно сам Runebound и Descent с несколькими дополнениями к нему.

Первое знакомство со второй редакцией

А теперь настала пора заглянуть внутрь массивной коробки и посмотреть, что там есть. Первое, что мы видим, сняв крышку, - инструкция по сборке крупных миниатюр. Более мелкие сборки не требуют. Но до миниатюр мы пока не добрались, так что продолжим раскопки.

Содержимое коробки

Дальше находим две большие брошюры. Одна из них содержит правила игры. Вторая же представляет собой справочник, в котором в подробностях разъясняются всякие мелкие нюансы. Авторы рекомендуют для начала познакомиться с основами игры, а к справочнику обращаться по мере возникновения дополнительных вопросов.

Правила игры и справочник

Под брошюрами лежат несколько картонных форм с компонентами игры. Среди них есть тайлы с элементами ландшафта, жетоны первого игрока, мудрости, победных очков, урона, мостов и бродов, маркеры знамен и некоторых специальных свойств. Качество вырубки хорошее, и элементы легко отделяются от форм.

Затем извлекаем из коробки карты. Их здесь много: карты маневров, мудрости, армий, сценариев, позиций и справочные карты отрядов. В следующих статьях я расскажу, для чего это все нужно.

Формы с компонентами

Ну и, конечно же, миниатюры. Они занимают два объемных пакета, причем некоторые поставляются в разобранном виде. Собираются они простым соединением. Разработчики рекомендуют склеивать их для надежности клеем, но я обошелся без этого.

Часть миниатюр требует несложной сборки

Фигурки прекрасно детализированы. Большая часть бойцов показаны в движении, причем реалистично. На поле боя они выглядят очень атмосферно. На мой взгляд, фигурки первой редакции имеют немного больше деталей, но в плане вот этого застывшего движения бойцов новый BattleLore выглядит эффектнее.

Больше всего частей у легендарных отрядов

Последнее, что мы находим в коробке, - четыре пластмассовые шестигранные кости с различными символами. FFG явно пожадничала, поскольку количество костей, которые приходится бросать, частенько превосходит четыре. Тем более что одним из первых дополнений к новой игре стал набор из восьми дополнительных костей.

На мой взгляд, это чересчур даже для FFG, которая традиционно делает деньги не только на полноценных дополнениях, но и на всякой второстепенной мелочи. Например, в той же Descent вражеские лейтенанты были представлены картонными жетонами, а их фигурки продавались отдельно. Но то фигурки, а то кости.

На этом пока все. В следующий раз я расскажу о возможностях обеих армий.

Loading...Loading...